В основе ожирения заложен поведенческий рефлекс: люди ощущают себя сытыми только при виде опустошенной тарелки.
Ученые из Кембриджского и Оксфордского университетов, изучили детально маркетинговые аспекты причин ожирения у населения. Они обнаружили, что выполнять задачи ВОЗ по снижению среди населения стран сердечно-сосудистых заболеваний и детского ожирения невозможно без изменения в подходах к упаковке и рекламе продуктов, а также без изменения культуры еды.
Последовательно за последние 50 лет размер упаковок продуктов, нормативы порций и размер посуды увеличивались. Огромные бутылки со сладкой шипучкой, включающие скидки, если взять сразу 2 и более, или «стандартные» порции в кафе и ресторанах, со спагетти, размещающимися на тарелках на полстола – все это изменило представление людей о том, какое количество пищи им действительно нужно. Многие считают необходимым доесть все, что принесли в ресторане на тарелке, и никто не попросит принести порцию меньше. А в магазине все бросаются к полке с упаковками, на которых написано «+ 20% объема за ту же цену!». Вот такое поведение ведет к ожирению.
В исследовании показано, что снижение размеров порций еды от привычного до необходимого приводит к уменьшению потребления лишних калорий в день на 16% среди англичан и на 29% среди американцев. И хотя это не исчерпывающий подход, он не включает в себя другие важные аспекты (состав потребляемой пищи, виды диет, физическая активность и другое), но это один из аспектов массового ожирения населения. Проблема борьбы с ожирением остается открытой проблемой XXI века.