Общеизвестно, что взвешенные частицы причиняют вред легким. Результаты проведенного в Швейцарии исследования свидетельствуют о том, что это, к сожалению, не зависит от того, какое автомобильное топливо используется — более раннее или соответствующее современным европейским стандартам. Как указывают исследователи, взвешенные частицы даже в малейших дозах способны оказывать негативное влияние на здоровье человека.
В рамках своего исследования ученые провели лабораторный эксперимент, основное внимание в котором уделялось вторичным частицам, токсическое действие которых до настоящего времени не подвергалось широкому изучению.
В аэрозольной камере моделировали изменения, которым подвергаются в атмосфере выхлопные частицы топлива стандарта Euro 5, используя при этом разные их концентрации. Кроме того, недавно разработанная камера осаждения аэрозолей позволила в приближенных к реальности условиях осаждать частицы на клеточные культуры, полученные из дыхательных путей здоровых и больных людей. Масса осажденных частиц варьировалась от уровня незначительно загрязненного воздуха сельской местности с 20 микрограммами твердых частиц (ТЧ) на кубический метр воздуха до уровня чрезвычайно загрязненного воздуха мегаполиса (1000 микрограммов ТЧ на кубический метр воздуха).
Результатом стало увеличение числа погибших клеток в зависимости от дозы частиц для всех клеточных культур. Кроме того, клетки вырабатывали меньшее количество медиаторов воспаления (опять-таки, в зависимости от дозы частиц). Оба эти фактора снижают способность клеток дыхательных путей надлежащим образом отвечать на последующие вирусные и бактериальные атаки. Поражение клеток наблюдалось даже при действии наименьшей из применявшихся доз, что указывает на отсутствие порога данного эффекта.