Двигатели нового поколения также служат источником взвешенных частиц, представляющих опасность

Общеизвестно, что взвешенные частицы причиняют вред легким. Результаты проведенного в Швейцарии исследования свидетельствуют о том, что это, к сожалению, не зависит от того, какое автомобильное топливо используется — более раннее или соответствующее современным европейским стандартам. Как указывают исследователи, взвешенные частицы даже в малейших дозах способны оказывать негативное влияние на здоровье человека.

В рамках своего исследования ученые провели лабораторный эксперимент, основное внимание в котором уделялось вторичным частицам, токсическое действие которых до настоящего времени не подвергалось широкому изучению.

В аэрозольной камере моделировали изменения, которым подвергаются в атмосфере выхлопные частицы топлива стандарта Euro 5, используя при этом разные их концентрации. Кроме того, недавно разработанная камера осаждения аэрозолей позволила в приближенных к реальности условиях осаждать частицы на клеточные культуры, полученные из дыхательных путей здоровых и больных людей. Масса осажденных частиц варьировалась от уровня незначительно загрязненного воздуха сельской местности с 20 микрограммами твердых частиц (ТЧ) на кубический метр воздуха до уровня чрезвычайно загрязненного воздуха мегаполиса (1000 микрограммов ТЧ на кубический метр воздуха).

Результатом стало увеличение числа погибших клеток в зависимости от дозы частиц для всех клеточных культур. Кроме того, клетки вырабатывали меньшее количество медиаторов воспаления (опять-таки, в зависимости от дозы частиц). Оба эти фактора снижают способность клеток дыхательных путей надлежащим образом отвечать на последующие вирусные и бактериальные атаки. Поражение клеток наблюдалось даже при действии наименьшей из применявшихся доз, что указывает на отсутствие порога данного эффекта.

 

Toxicity of aged gasoline exhaust particles to normal and diseased airway epithelia